понедельник, 22 июня 2015 г.

Достойна ли я счастья?..

Если вы задаете этот вопрос, сомневаясь в себе, не решаясь идти к своей цели, прочтите текст внизу. А я с удовольствием прочту ваши комменты!

 

Шпион не дремлет
Знаете, я страшно любопытная. Слишком. Мне интересны идеи, события, изображения и надписи (даже на заборах – такое иной раз прочтешь…), но больше всего – люди. Стыдно признаться, но если я нечаянно слышу чужой разговор, то ставлю медиаплеер на паузу и… подслушиваю. В ЦРУ мне место, бесстыжей.
Правда, писатели, они все такие.
На этот раз я погрела уши не зря – пришла к идее написать этот материал для своей ласковой Chelobak*и.

А дело было так. В троллейбусе на сидении позади беседовали две дамы моего возраста (за сороковник). Одна рассказывала об их общей знакомой по имени Ларка – муж у бедняжки спился, сын на зоне, дочь явно проституцией зарабатывает. А вторая-то и говорит:
- Да эта Ларка ничего хорошего и не заслуживала! Страшная была, еще в молодости: ноги кривые, нос торчит. И глупая – училась плохо, в институт не поступила. Петеушница.
Первая подтвердила соответствие описания и сделала вывод: да, такая кобыла, как Ларка и не имела шансов на нормальную жизнь.
А тут мне, кстати, припомнилась подружка детства Коринка, которая говаривала: вот я – красивая, я хорошо замуж выйду! И подружку Светку, уверенную, что в институт она не поступила, потому что глупая и никому не нравится.
В моей голове созрел вопрос: неужели некрасивые глупышки не заслуживают счастья?..
Но мои писательские наблюдения бытового характре говорят иное. Оглянитесь вокруг: разве только красивых любят? Вот идет парочка – парень обнимает девушку, а она и толстенькая, и смеется по-идиотски, и одета не к лицу, но они смотрят друг на друга с большой любовью, что свидетельствует об их взаимном счастье.
Многие люди, не слишком образованные, не слишком добрые и умные хорошо зарабатывают и счастливы в своей профессии.
Многие люди, ничего по жизни толком не умеющие, заявляют, что им подай только самое лучшее. И им подают. И они счастливы, получив свое.
Ох, что-то мне подсказывает, что счастье никак не зависит от внешности и качеств личности, а вот отчего оно зависит – большой вопрос.

Не буду врать, что я не имею ответа на этот самый вопрос. Иначе я бы не писала этот пост. Но до раскрытия карт предлагаю посмотреть на человека и его счастье с биологической точки зрения. Что есть счастье в контексте дарвинистской теории.
Счастье для биологического объекта – это родиться, развиться, приспособиться, дать потомство и… все. Внешность и ум – вам в подмогу. Но если бы внешность и ум имели для биологического объекта определяющее значение, то за 200 000 лет существования Человека разумного ( см.: http://ru.science.wikia.com/wiki) некрасивых и глупых людей среди нас просто бы не осталось. Размножались бы и приспосабливались только Анжелины Джоли с мозгом Стивена Хокинга. Этого, увы, нет. Значит, наше биологическое счастье от красоты тела и способности брать в уме тройные интегралы не зависит.

Счастье в социальном смысле куда шире счастья биологического. Это может быть и любовь, и рождение здоровеньких младенцев, и хорошая карьера с удовлетворяющей зарплатой, и дружеский круг, и квартира с машиной, здоровье… ох, я устала перечислять! Притом счастье человека неоднородно, так как люди хотят успеха на всех фронтах. Или хотя бы на некоторых, отчего-то приоритетных, поэтому каждый человек по-своему компанует свой паззл счастья: одни – семью с работой, другие – науку, любовниц и спорт, третьи хотят много детей и бизнес, чтобы им ни в чем не отказывать.
Почему же одни приходят к своему счастью, то есть, оказываются его достойны, а другие – нет?
Хотел и взобрался
Дело, я думаю, в желании получить то, что хочется и в точно поставленной цели. С биологической точки зрения счастья достойны все родившиеся уже потому, что родились. Счастье в социальном смысле можно выбрать для себя, исходя из собственных потребностей, внутренних установок, воспитания.
Вот и получается, что рассуждения на тему «достойна ли счастья Ларка» не имеет смысла.

А вы как считаете? 

29 комментариев:

  1. Вот не знаю, Тань, мне иногда кажется, что вопрос, достоин ли ты счастья, актуален. И если счастье - состояние исключительно внутреннее, то достоин ты счастья или нет, определяет твоя совесть. Внутри, то есть, разрешение дано или нет... Кстати, в бедах именно часто люди осознают и лщущают вот это неуловимое счастье. Может, Ларка и счастлива, а ее подруги говорят только о социальной обусловленности. Если из ПТУ, так и путь, типа, предначертан. Иногда условия действительно предопределяют путь. Иногда путь - это бунт против условий, но ни там, ни там ведь счастья нет, есть оно где-то внутри... Не знаю, наговорила тебе тут...

    ОтветитьУдалить
  2. Разве ты будешь строить счастье бессовестно? Не будешь.
    Верно, Юль, счастье внутри. Иной раз все цели - только ширма, бестолковая беготня, показуха. Единственно во что я верю: цель надо ставить искренне, стремиться к тому, что тебе крайне важно, а исходить не из материальных потребностей, а из душевных. Правда?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело конечно не в ПТУ. Просто человека ещё в детстве должны были родители научить быть счастливым. Если этого не произошло, то в взрослом возрасте научится этому очень тяжело, почти не возможно. Вы конечно умная, добрая, красивая и думаю счастливая. Но научить взрослых людей счастью в вашем блоге, задача не из лёгких и не самая благодарная. Извините если пишу немного грустно, не в вашем стиле.

      Удалить
    2. Что вы! Я так рада, что вы пишете как хотите!
      И меня родители ни черта не научили быть счастливой. Пришлось как-то самой доходить. Вот и делюсь наработками. Конечно. я тоже сомневаюсь, что удастся кому-то помочь, но не могу не попытаться.
      Пишите и ругайте меня. Это и есть общение.

      Удалить
    3. да разве можно в принципе научить счастью? и родители этого не смогут сделать... единственное, путь к осознанию "что есть счастье для меня" может быть более длинным или более коротким... и тут да, родители могут сыграть роль.... если ребенок видит счастливых родителей, счастлив в семье, то наверное, наверное, ему легче осознать "что есть счастье для него самого"... Но все-таки я пишу - наверное... потому что все равно не факт) разные могут быть обстоятельства))
      опять же счастье для одного не есть счастие для другого) так ведь? это как с овсяной кашей на воде и без сахара))) кому-то дерьмище, а кому-то искренняя радость и удовольствие))

      Удалить
    4. Знаешь, если бы мне сказала мама в свое время: Таня, радуйся жизни! То я бы как послушная девочка так бы и сделала. Но мама как-то боялась проявить радость жизни. В подростковом возрасте меня дико мучил вопрос - зачем я живу? Депрессия была страшная. А потом у Льва Толстого (которого по сути терпеть не могу) вычитала, что жить надо ради жизни! Это было слишком просто и еще двадцать лет я этому училась.

      Удалить
  3. Да-да! Желание, только очень-очень большое и стремление. Только иногда случается, что мы стремимся не к собственному "внутреннему" счастью, а к соответствию социальным ожиданиям: "карьера-семья-дети" и т.д. И чтобы все вовремя. Вначале - в девках не засидеться, потом быть "хорошей" мамой. И чтобы семья "примерная". Вот для такого "счастья" жизнь оказывается слишком короткой. Сейчас моя подруга близкая собирается замуж. Не по любви. Точнее, не совсем по любви. А потому что "пора". Родители требуют внуков. И она будет пытаться строить подобие счастья. Так что, поддерживая Юля, предположу, что счастье - разное. У Ларки, может быть, свое))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Счастлива ли Ларка, мы уже не узнаем. Со стороны - жуть, а ведь как все обманчиво! И я согласна: мы часто действуем как зомби - по внушению.
      Ох, как я рада тебя тут видеть, Аленушка! Так весь Про и соберется.

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Какая классная дискуссия!) Ален, привет тебе, моя хорошая!))) Тань, насчет бессовестного счастья. Счастье бессовестно строить нельзя. Если ешь себя изнутри чем-то, за что простить не можешь, то начинаешь подсознательно себя наказывать. Вот, вроде как и пытаешься радоваться, и соответствовать, и следовать, ан нет! Пока сам себя не простишь, не выходит. Подсознание строит козни на пути. Да еще какие!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, это для людей порядочных заморочка. А я так кучу народу знаю, кто обжулил других и не считает себя виноватым. Омерзительно.

      Удалить
    2. Не, они же не знают ведь, что виноваты. В круг сознания не включается. Вот история тебе: жил-был мальчик, хороший, умный и талантливый. Влюбился в девочку, когда ему было уже 23. А девочка, знаешь, так себе девочка: курит, пьет, по дискотекам шляется... Но он любил. И даже стихи писал в ее честь. В общем, рыцарь. И даже курить начал. Видимо, ради нее. А она поскучала-поскучала, да и бросила его. Прошло некоторое время. Лет 6. Мальчик успел завести новые отношения, но заболел раком легких. И умер. Вопрос: .... Ну, ты понимаешь, виновата ли эта девочка плохая и знает ли она об этом?

      Удалить
    3. Как я думаю, болезнь - это биология. Нет совершенно точных доказательств в медицине, что курение и страдания как-то способствуют раку. Миллиарды человек курят, но далеко не все болеют раком (к счастью). И потом, разве мальчик не сам принял решение курить?
      Девочка, может, и плохая, но к смерти мальчика она не имеет отношения.
      Просто очень жаль хорошего человека и работает так называемая "магия трупа" - стереотип в судебной системе: есть пострадавший, значит, кто-то виноват.

      Удалить
    4. Хм) Интересный ответ) Я бы сказала, профессиональный) Спасибо тебе, мой любимый писатель, за магию трупа.

      Удалить
    5. Эт не я придумала. Эт общепринято. Звучит хорошо...

      Удалить
  6. И мне радостно, мои дорогие! Вот уже маленькое счастье!

    ОтветитьУдалить
  7. И мне радостно, мои дорогие! Вот уже маленькое счастье!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И ставропольское тоже!!!)))

      Удалить
    2. В Кисловодске этим летом ненастно)

      Удалить
    3. В Кисловодске этим летом ненастно)

      Удалить
    4. В Кисловодске этим летом ненастно)

      Удалить
    5. Сильное ненастье!) ничего, к июлю должно полегчать

      Удалить
  8. Какая дискуссия! Соскучилась я по вас! Помню, у меня произошел спор с подругой. Это было давно. Она старше меня на добрый десяток лет. Я доказывала ей, что мы несем ответственность за тех, кто нас любит. Теперь понимаю, что это неправильно. Любить или нет - личное дело каждого. Совпало - хорошо! И поступки, питающие такую любовь, - тоже своего рода эгоизм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А все равно не можешь же ты оттолкнуть того, кто тебя любит? В этом какая-то магия. Некоторые этим ловко манипулируют.

      Удалить
  9. Какая дискуссия! Соскучилась я по вас! Помню, у меня произошел спор с подругой. Это было давно. Она старше меня на добрый десяток лет. Я доказывала ей, что мы несем ответственность за тех, кто нас любит. Теперь понимаю, что это неправильно. Любить или нет - личное дело каждого. Совпало - хорошо! И поступки, питающие такую любовь, - тоже своего рода эгоизм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересная мысль. Это вообще, конечно, отдельная тема: что делать, когда в тебя влюблены по уши) Или: когда с тобой хотят дружить. Есть же определенные ситуации. Ну, вроде, плохо знаешь, а с тобой дружить хотят. И на др, предположим, приглашают... Деликатная тема и о любви, и о дружбе, и о благодарности, и о долге перед кем-то. Но да, ты права. дДо мня, правда, это только доходит...

      Удалить