четверг, 19 ноября 2015 г.

«Случайные попутчики», Патриция Хайсмит

Отчет о прочтении

Как и все легкомысленные любители кино я очень люблю «Талантливого мистера Рипли», а вот о том, что фильм снят по книге талантливой, знаменитой мизантропки Патриции Хайсмит узнала гораздо позже...

Молоденькая Патриция
Естественно, книгу тут же нашла и прочла, ощутив, что вот оно, настоящее. Фильм – хорош. Актеры, сценарий, картинка, антураж, ощущения и впечатления от ленты офигительные, но книга – это книга.

Позже удалось познакомиться с продолжением истории о Рипли – и с романом, и с фильмом. Фильм оказался слабее (на кинопоиске), а книга – нет. Просто это уже несколько иной, повзрослевший Рипли, но он… своеобразен  в своем духе. Кстати, бесславным и очаровательным продолжателем традиции Рипли можно считать Мориса Дакворта, созданного Тимом Парксом в романах о бедной убитой Миссимине (об этом и о книге "Талантливый мистер Рипли" тут).
А вот недавно нашел меня самый первый роман Патриции – «Случайные попутчики», что было неслучайно. Как и все детективщики, я всегда внимательна к сюжетным поворотам. Многие из них уже стали общим местом, обыгрывались многими авторами, разворачивались и поворачивались всеми сторонами – как и история о двух незнакомцах, случайно встретившихся в поезде, и договорившихся «обменяться убийствами». Если скрыть случайную встречу в поезде и знакомство, а также аккуратно исполнить желаемое, то полиция ни в жизнь не догадается, кто убил жену одного и отца другого. Соблазнительный вариант, если не учитывать всю мерзотность замысла.
Этот сюжет встречался даже в «CSI. Место преступления Лас-Вегас», моей библии кинодетектива.
Кадр из "Незнакомцев в поезде" Хичкока - примитивной
экранизации умной и глубокой книги.
Казалось бы, в чем тут загвоздка – мерзавцы заключили договор, убили невинных людей, а потом их поймали. Просто детектив. Однако Патриция не писала просто детективы. Ее стиль – это не место преступления, улики, свидетели, мотивы и версии происшествия. Патриция пишет о том, что происходит с человеком, который решается на убийство.
Главный герой – Гай известный молодой архитектор. Сложный и глубокий человек, талант, способный любить и умеющий прощать. Смерть первой жены ему выгодна, но сам он не желал ей зла, разве что испытывал к ней заслуженное раздражение. Но Бруно – иной. Он и проще, и глупее, и порочнее, и сильнее. Бруно должен избавиться от отца, ибо жить под его гнетом, без доступа к семейным денежным ресурсам он не желает. Мысль угрохать папашу уже не раз посещала головушку Бруно, но детектив, который работает на отца, слишком умен и быстро расколет убийцу. Если только убийцей будет Бруно. А если нет? Если совсем незнакомый чужой человек?.. Бруно убивает жену Гая, а после буквально вынуждает честного парня совершить отвратное преступление.
По сути – большая часть романа описывает переживания Гая, которого пинает к пропасти Бруно, а другая часть – чувства Гая после того, как он в эту пропасть грохнулся.
Роман неспешен, в какой-то момент может показаться, что слишком уж растянуты диалоги, описания каждого движения души, впечатлений, эмоций, мыслей. Но, знаете, мы просто привыкли торопиться, хватать вершки. Мало кто сохранил способность наслаждаться фразой, словом, а ведь именно в этом заключается одно из удовольствий, которое гарантирует литература.
А так она выглядела спустя много книг.
Роман написан в 1950 году, когда каждый писатель стремился создать шедевр, а не просто нацарапать что-то в надежде заработать. Да и издательства стремились печатать шедевры, потому что к этому была готова публика. И публика платила именно за шедевры! Золотое время. Впрочем, не стоит забывать, что и бульварная литература в то время пользовалась безумным спросом.

Основное достоинство «Случайных попутчиков» в утонченности передачи внутренней жизни человека, поставленного перед выбором убить или прожить свою жизнь с достоинством. Крайне полезное чтение, притом – весьма увлекательное!

А вам нравится Патриция Хайсмит?

2 комментария: