Отчет о прочтении
Как и все легкомысленные любители кино я очень люблю «Талантливого мистера Рипли», а вот о том, что фильм снят по книге талантливой, знаменитой мизантропки Патриции Хайсмит узнала гораздо позже...
Молоденькая Патриция |
Естественно,
книгу тут же нашла и прочла, ощутив, что вот оно, настоящее. Фильм – хорош.
Актеры, сценарий, картинка, антураж, ощущения и впечатления от ленты
офигительные, но книга – это книга.
Позже удалось познакомиться с продолжением истории о Рипли –
и с романом, и с фильмом. Фильм оказался слабее (на кинопоиске),
а книга – нет. Просто это уже несколько иной, повзрослевший Рипли, но он…
своеобразен в своем духе. Кстати,
бесславным и очаровательным продолжателем традиции Рипли можно считать Мориса
Дакворта, созданного Тимом Парксом в романах о бедной убитой Миссимине (об этом и о книге "Талантливый мистер Рипли" тут).
А вот недавно нашел меня самый первый роман Патриции –
«Случайные попутчики», что было неслучайно. Как и все детективщики, я всегда
внимательна к сюжетным поворотам. Многие из них уже стали общим местом,
обыгрывались многими авторами, разворачивались и поворачивались всеми
сторонами – как и история о двух незнакомцах, случайно встретившихся в
поезде, и договорившихся «обменяться убийствами». Если скрыть случайную встречу в
поезде и знакомство, а также аккуратно исполнить желаемое, то полиция ни в жизнь не
догадается, кто убил жену одного и отца другого. Соблазнительный вариант, если
не учитывать всю мерзотность замысла.
Этот сюжет встречался даже в «CSI. Место преступления Лас-Вегас», моей
библии кинодетектива.
Кадр из "Незнакомцев в поезде" Хичкока - примитивной экранизации умной и глубокой книги. |
Главный герой – Гай известный молодой архитектор. Сложный и
глубокий человек, талант, способный любить и умеющий прощать. Смерть первой
жены ему выгодна, но сам он не желал ей зла, разве что испытывал к ней
заслуженное раздражение. Но Бруно – иной. Он и проще, и глупее, и порочнее, и
сильнее. Бруно должен избавиться от отца, ибо жить под его гнетом, без доступа
к семейным денежным ресурсам он не желает. Мысль угрохать папашу уже не раз
посещала головушку Бруно, но детектив, который работает на отца, слишком умен и
быстро расколет убийцу. Если только убийцей будет Бруно. А если нет? Если совсем
незнакомый чужой человек?.. Бруно убивает жену Гая, а после буквально вынуждает
честного парня совершить отвратное преступление.
По сути – большая часть романа описывает переживания Гая,
которого пинает к пропасти Бруно, а другая часть – чувства Гая после того, как
он в эту пропасть грохнулся.
Роман неспешен, в какой-то момент может показаться, что
слишком уж растянуты диалоги, описания каждого движения души, впечатлений,
эмоций, мыслей. Но, знаете, мы просто привыкли торопиться, хватать
вершки. Мало кто сохранил способность наслаждаться фразой, словом, а ведь
именно в этом заключается одно из удовольствий, которое гарантирует литература.
А так она выглядела спустя много книг. |
Роман написан в 1950 году, когда каждый писатель стремился
создать шедевр, а не просто нацарапать что-то в надежде заработать. Да и
издательства стремились печатать шедевры, потому что к этому была готова
публика. И публика платила именно за шедевры! Золотое время. Впрочем, не стоит
забывать, что и бульварная литература в то время пользовалась безумным спросом.
Основное достоинство «Случайных попутчиков» в утонченности
передачи внутренней жизни человека, поставленного перед выбором убить или
прожить свою жизнь с достоинством. Крайне полезное чтение, притом – весьма
увлекательное!
А вам нравится Патриция Хайсмит?
А вам нравится Патриция Хайсмит?
Очень интересно! надо бы почитать! спасибо!
ОтветитьУдалитьБуду рада, если доставит удовольствие!
ОтветитьУдалить