пятница, 10 июня 2016 г.

Патриция Хайсмит, «Два лика января»

Пятница-расслабятница

В 2014 году по книге снят фильм. Придется посмотреть.

Одна из самых скучных книг, которые довелось прочесть. Тем не менее, я бы не стала отговаривать вас от этой вещи, ибо на вкус и на цвет, как известно...




Патриция в своем стиле — ироничная, утонченная, с холодноватой манерой подачи. Даже самые жуткие сцены убийств и драк показаны будто бы отрихтованными, избавленными от лишней эмоциональной шелухи. Кажется что до персонажей не доходит случившееся, все они как ёжики в тумане и только спустя несколько глав они вдруг начинают как-то объяснять свои чувства.
Персонажи прописаны скупо, будто скульптор хотел бы создать статуи, но как-то поленился и ограничился барельефами. Хайсмит вообще весьма лаконична, но в других ее книгах данные автором характеристики достаточны для понимания сути поступков персонажей. В «Ликах января» слишком уж все подсушено, поэтому иной раз совсем ничего не ясно. Почему Райдел стал помогать аферисту прятать труп? Объясняется это тем, что Макфарланд напоминал главному герою его отца, а жена Макфарланда — кузину, в которую Райдел был влюблен, и которая его круто кинула. Влипнуть в уголовщину только потому, что кто-то на кого-то похож? Ладно еще — промолчать о чем-то, что видел, но участвовать в преступлении уже слишком.
Далеко не сразу понятно, что чувствовал к Колетт Райдел, и что она чувствовала к нему. Это была любовь или интрижка? У ГГ на глазах муж убивает жену, а он ходит и говорит так, будто ничего особенного не произошло.
Разбирать каждый эпизод нет смысла, вы все поймете, только открыв книгу.

И все-таки, я дочитала не без удовольствия. Просто потому, что люблю атмосферу Европы середины XX века — их защищенность, комфорт, возможность пересекать границы, не опасаясь чужих нравов, отсутствия денег, незнания языка. Захотел — поехал в США, захотел — пожил в Неаполе, прокатился по Греции, сгонял в Испанию, Францию и куда душа желает. Это прекрасно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий