суббота, 27 июня 2015 г.

Страдать или не страдать, вот в чем вопрос. Часть I


Существует ли счастье? Можно ли быть счастливым, если мир полон зла?


Вынуждена признать: здравомыслящему человеку странно вспоминать слова классика: «Человек создан для счастья, как птица для полета!»* («Парадокс», В. Короленко). Увы, реальность выглядит пугающе: войны, болезни, подлость, предательство, кризисы глобальные и персональные, различные зависимости, губящие миллионы человеков ежедневно. 



Больше похоже, что человек рожден для несчастья, а горе – наше естественное состояние. Стоит ли вообще говорить о счастье, если в любой момент может случиться нечто такое, что уничтожит человека, а то и все человечество?


Расскажу вам притчу. Один великий царь пожелал узнать всю историю человечества. Царь собрал сто тысяч ученых мудрецов и сообщил им о своем желании. Мудрецы работали сорок лет и разродились многотомным трудом, который пришлось бы читать еще сорок лет. Царь ужаснулся: он уже в возрасте, ему не осилить всю эту писанину при жизни! Тогда мудрецы сократили эпопею до двадцати томов, но на это ушло еще двадцать лет. Царь уже находился при смерти – ему бы никогда не удалось прочесть все. Он велел найти в истории самое важное зерно. Царь уже лежал на смертном одре, когда к нему пришел самый мудрый из историков, склонился к уху умирающего и прошептал: «Человек рождается, страдает и умирает!».

Нам еще повезло – в XXI веке мы имеем кое-какой комфорт, не мрем в эпидемиях, как в старые добрые времена, чуть меньше воюем (увы, только чуть меньше!), в нашем мире соблюдаются хоть какие-то законы. И у нас очень много приятных развлечений вроде книг, кино, живописи, Интернета, экстремальных видов спорта и так далее. Но суть существования остается прежней – родившись, мы кричим, всю жизнь смеемся сквозь слезы и знаем, что итог у всех один.
Что же нам делать со всем этим? Сесть и плакать о судьбе нашей негодной цивилизации? Это уже было. Монахи Средневековья отрыдали достаточно. Есть и другие дороги, такие же пустые, хоть и без слез.

Например, у меня есть хороший друг, добившийся многого в своей жизни. Он живет и работает в одном из самых красивых городов мира, он культурен, альтруистичен, добр, профессионален. Это один из умнейших людей, которых я знаю. К сожалению, личное счастье обошло его стороной, но он – великолепный родитель, преданный ребенок своей матери. Одна беда: с моим милым другом невозможно общаться, потому что он невероятно, невозможно, глубинно пессимистичен. В начале разговора он должен немного обидеть собеседника, якобы высказав нелицеприятную правду, а затем вы узнаете много нового о теориях заговора, нашем негодном правительстве, погоде, природе, родителях и детях. Лишь выплеснув накопившееся, мой друг позволяет увидеть в себе свои чудесные черты, которые я уже перечислила. Но самое грустное не в этом. Печаль в том, что он несчастен, а негативизм – просто симптом. Он всегда учился, работал, заботился о других, любил, не думая о своем счастье. Я полагаю, что мой друг приносит много пользы другим людям, а лет через сто он оставит после себя светлую память, но сам он никогда не ощутит удовольствия жить. Он словно геенны огненной боится ровной, простой, спокойной радости существования. А он, как никто другой, заслуживает счастья.

Вы видите противоречие в том, чтобы приносить пользу другим и оставаться счастливым самому? А по мне, так это одно из самых утонченных и эгоистичных удовольствий – радовать других.

Так к чему я призываю в мире страданий? К поиску счастья, состоящего из множества достигнутых целей. Давайте условно примем его за глобальную цель, а мотивация позволит нам его достигнуть. 

продолжение следует...

1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить