пятница, 25 декабря 2015 г.

Отчет о прочтении. Герман Гессе, «Степной волк»

Пятница-расслабятница

Герман Гессе, "Степной волк"



Эта книга произвела огромное впечатление, усиленное тем, что впервые я не читала тест, а слушала его. Это был новый опыт, и я считаю его удачным.



Разумеется, потряс меня не голос диктора, а слова, которые он произносил. К своему удивлению, с первых фраз я ощутила какое-то родство с персонажем, с манерой рассказа, с образами. Гессе создает ощутимый реальный мир, в котором живут, говорят и совершают выбор совершенно живые, весьма сложные и интересные люди. Понятно, что таких девушек по вызову, как Гермина, не бывает – она ведь и не женщина по своей сути, а женское воплощение и полная противоположность главного героя Гарри. Но это не мешает верить в нее, пока читаешь роман.
Гарри, то есть сам степной волк – человек, который отлично осознает свою отличность от окружающего его мещанского мира. Он и презирает мещан, и влюблен в их непритязательный духовно, но очень материальный, уютный, стремящийся к шику образ существования. Гарри не желает мещанству разрушения, но хочет вырваться из его потных объятий. Он только не знает, как это сделать, и решает покончить с собой в 50 лет. Приходит срок, он готов к смерти и – неслучайно в это время – начинают происходить странные вещи. Самым странным оказывается знакомство с дамой полусвета Герминой (автора зовут Герман, помните?) и она учит Гарри… танцевать. Как ни странно, Гарри даже нравится фокстрот, он не без удовольствия посещает танцполы, знакомится со странными людьми, заводит любовницу, которую сосватала ему Гермина, но чувствует – это все подготовка к перерождению. Но какое перерождение ждет его – Гарри не знает. А Гермина ставит условие их дружбы: однажды Гарри должен будет убить ее. И Гарри соглашается.
Пересказывать сюжет не буду – сами прочтете. Скажу только, что любое наше перерождение не бывает без жертв. Что уж мы убьем в себе, кем пожертвуем и выйдет ли нам жертва боком – зависит от обстоятельств. И еще я совершенно не понимаю смысла любой жертвы. Получается, что свобода выбора, которую дал нам Создатель, и которая мешает человеку быть праведным, как того хочет высшая сила, – тоже не бесплатна. И раз так, то нас обжулили снова.
И по поводу мещанства. Всю жизнь я слышала презрение к мещанскому образу жизни, изливаемое высокодуховными корифеями мировой культуры. А ведь мещанство – это просто мейнстрим, безопасная полоса жизни, по которой движется основная масса. И поскольку прогресс все-таки происходит, значит, и движение мейнстрима направлено не в тупик, а в будущее. Пусть мещане не мыслят свободно, помешаны на вещизме, презирают голытьбу вроде автора этих строк, но они – почва прогресса, его перегной. Так создан социум, и не с чем тут бороться.
Впрочем, Гарри тоже можно понять – не соответствовать представлениям социума, оказаться отвергнутым, не нужным, не понятым, не понимающим очень тяжело. В нас эволюцией заложено стремление к людям, к общению, сотрудничеству и одобрению. Социальные взаимодействия гарантируют выживание. Но ты чувствуешь себя чужим, другим, и что с этим делать?..
У Гессе есть ответ на этот вопрос.

Читайте «Степного волка», но мыслите самостоятельно.

6 комментариев:

  1. Люблю Гессе в принципе и именно этот роман в первую очередь! Это мой писатель, мой роман, мой герой.... Перечитываю иногда...

    ОтветитьУдалить
  2. А я, тупица, все не понимала...

    ОтветитьУдалить
  3. Кайф не ловился! Пыталась Игру в бисер прочесть - нейдет. А Волк сразу за жабры взял.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поняла!) А я начала с Волка) и да, сразу "родственность" и желание цитировать страницами))). А и с Игрой мне тоже повезло... Она конечно, другая по восприятию, но ее тоже люблю нежно.... На всякий случай лайфхак))) Читать Игру можно только в переводе Апта. Когда взамен утраченной книги с "правильным" переводом мне подарили "Игру" с другим переводом - я поняла, что это две большие разницы. Очень большие. И новый для себя вариант, как ни пыталась, переварить не смогла...

      Удалить
    2. Перевод - имеет значение! Кстати, может, потому мне и не пошло в первый раз. Попробую еще!

      Удалить