пятница, 9 октября 2015 г.

Психологический триллер… типа

Пятница-расслабятница

Этот жанр, ответвление от детектива и родственник мело- и не мелодрам, принято называть психологическим триллером. Почему-то не нравится мне слово «психологический», как-то дешево звучит, истаскано. Однако, так как я не могу придумать лучшего термина, то пусть так. Пусть психологический триллер.



Донна Тарт
Тайная история

Донна Тарт
Вообще-то все сейчас читают «Щегла», а я не буду. Мой друг в ЖЖ поругал, и стало понятно, что такого удовольствия, как от «Тайной истории» не получу.
Даже не ожидала, что так будет: просто подарок неожиданный и чудесный, а не книга. Хороший язык (хороший перевод), который и словами и образами передает каждый нюанс ощущений персонажа – это то, что я ценю в первую очередь. Мне нужна ясность текста, я не люблю когда реальность неясно проступает местами, вся в масляных разводах от искусственных чувств. Есть такие авторы – не поймешь, каков из себя человек, из какой он среды, зачем землю топчет.
Все время напоминала себе, что читаю американского автора, а не британца – текст звучит по-английски рафинировано и точно. И сюжет соответствует этой английскости: золотая молодежь, интеллектуалы, объединенные неким нечаянным преступлением на почве поклонения тайным древнегреческим обрядам, готовятся и совершают новое, теперь уже вынужденное, преступление. А после живут с ним, но не справляются. Преступление их ломает.
Действительно, очень тонко прописано и объяснено.
И удивительно: сюжет напоминает только что прочитанную повесть Таны Френч.

Талантливый мистер Рипли
Патриция Хайсмит

Патриция Хайсмит

Вы, конечно, фильм вспомнили. Он великолепен, не спорю. Но и роман хорош, хоть на фильм и не похож так как хотелось бы. Приятно, что сценаристы и режиссер не испортили главное очарование романа – персонаж Рипли. Выбрав слово «очарование», я подразумевала не то, что в Рипли можно влюбиться, как в Д*Артаньяна, а то, что им можно очароваться, как человеком, с которым лучше не иметь ничего общего. Знаете таких? Смотри на него, восхищайся, но близко не подходи.
Патриция прописала образ Рипли так точно и скурпулезно, что во мне начали пошатываться устои, заложенные с детства. Где она, та граница между порядочностью и жульничеством?
Риск игры с враньем заключается в том, что однажды ложь превращается в зыбучие пески или в портал, ведущий в мир зла. Сам не поймешь, когда окажешься на той стороне, в черном шлеме и пыхча будто паровоз!
И продолжение «Талантливого» очень читабельно – «Игра мистера Рипли». Есть и фильм по книге, но очень перевранный и упрощенный. 

Тим Паркс
Дорогая Миссимина

 
Тим Паркс
Морис Дакворт – явный продолжатель дела Рипли, но он парень куда менее изысканный и утонченный. Впрочем, когда читаешь «Миссимину», совершенно этого не вспоминаешь – просто некогда! Паркс хорошо и ясно собирает события и чувства в единую материю (как Энштейн время и пространство), насыщает эмоциями, реакциями, мечтаниями… Начинаешь читать – и вся птичка погрязла!
Персонажи без души, которые всеми силами ищут способ нажиться и радоваться, не должны нравиться по определению. Милая итальянская девушка для него – просто мешок с костями, не человек, не личность, даже не красивое мясо. Почему же мы покупаемся на таких персонажей и даже переживаем за них, боясь, что попадутся. Да их ведь и надо ловить и сажать!
Мой ответ такой: когда кто-то с полной искренностью рассказывает о своих чаяниях и надеждах, вы начинаете примерять на себя его шкуру. Секрет именно в искренности – такой вот Морис Дакворт не пытается выглядеть лучше, чем он есть, и вы перестаете его осуждать.
А ведь он – негодяй.

Эллис Сиболд
Милые кости

 
Эллис Сиболд
Как триллер – «Кости» полный ноль, но как драма – сильнейшая. Нечему удивляться, потому что Эллис описывает себя. Точнее то, как бы все происходило, если бы она была убита.
Это повесть, написанная человеком, который хочет выжить теперь, после драмы, растоптавшей ее в детстве. Не знаю, насколько творчество помогло Эллис, хотелось бы, чтобы стопроцентно.
Читать невероятно тяжело, а ведь есть еще и фильм с Сьюзен Сарандон. Даже не знаю, смогла бы я его посмотреть?..

Хроника жестокости

Кирино Нацуо

Кирино Нацуо
 А вот эта книга японской писательницы тематически совпадает с темой жизни Эллис Сиболд. Чего я никак не ожидала.
Прочитав «Хризантему и меч» Рут Бенедикт, я захотела почитать что-то современное, японское, но не слишком замудренное. Выбрала женский детектив и была поражена. Очень интересно написано, очень понятно – а ведь где Япония, а где я!*
Читая зарубежную литературу, всегда наслаждалась возможностью обозреть зарубежные пространства, удивиться нравам и обычаям. Рут Бенедикт уделила много внимания особенностям японского менталитета, но по книгам Кирино я ничего такого не заметила: японцы сильно европеизировались за последние 50 лет. Для детектива это хорошо, а для любопытствующих по поводу образа жизни – нет.
В общем, хотите увлекательного чтива – читайте «Хронику жестокости».

*Как в том анекдоте: – Где вы костюм шили?
– В Паиже.
– А далеко ли от Бердичева?
– За тысячу верст.
– Что вы говорите! Такая глушь и так шьют!

А вам нравится психологический триллер? 


Комментариев нет:

Отправить комментарий