Пятница-расслабятница
Этот жанр, ответвление от детектива и родственник мело- и не мелодрам, принято называть психологическим триллером. Почему-то не нравится мне слово «психологический», как-то дешево звучит, истаскано. Однако, так как я не могу придумать лучшего термина, то пусть так. Пусть психологический триллер.
Донна Тарт
Тайная история
Донна Тарт |
Вообще-то все сейчас
читают «Щегла», а я не буду. Мой друг в ЖЖ поругал, и стало понятно, что такого
удовольствия, как от «Тайной истории» не получу.
Даже не ожидала, что так
будет: просто подарок неожиданный и чудесный, а не книга. Хороший язык (хороший
перевод), который и словами и образами передает каждый нюанс ощущений персонажа
– это то, что я ценю в первую очередь. Мне нужна ясность текста, я не люблю когда
реальность неясно проступает местами, вся в масляных разводах от искусственных
чувств. Есть такие авторы – не поймешь, каков из себя человек, из какой он
среды, зачем землю топчет.
Все время напоминала себе,
что читаю американского автора, а не британца – текст звучит по-английски
рафинировано и точно. И сюжет соответствует этой английскости: золотая
молодежь, интеллектуалы, объединенные неким нечаянным преступлением на почве
поклонения тайным древнегреческим обрядам, готовятся и совершают новое, теперь
уже вынужденное, преступление. А после живут с ним, но не справляются.
Преступление их ломает.
Действительно, очень тонко
прописано и объяснено.
И удивительно: сюжет
напоминает только что прочитанную повесть Таны Френч.
Талантливый мистер Рипли
Патриция Хайсмит
Патриция Хайсмит |
Вы, конечно, фильм
вспомнили. Он великолепен, не спорю. Но и роман хорош, хоть на фильм и не похож
так как хотелось бы. Приятно, что сценаристы и режиссер не испортили главное
очарование романа – персонаж Рипли. Выбрав слово «очарование», я подразумевала
не то, что в Рипли можно влюбиться, как в Д*Артаньяна, а то, что им можно
очароваться, как человеком, с которым лучше не иметь ничего общего. Знаете
таких? Смотри на него, восхищайся, но близко не подходи.
Патриция прописала образ
Рипли так точно и скурпулезно, что во мне начали пошатываться устои, заложенные
с детства. Где она, та граница между порядочностью и жульничеством?
Риск игры с враньем
заключается в том, что однажды ложь превращается в зыбучие пески или в портал,
ведущий в мир зла. Сам не поймешь, когда окажешься на той стороне, в черном
шлеме и пыхча будто паровоз!
И продолжение
«Талантливого» очень читабельно – «Игра мистера Рипли». Есть и фильм по книге,
но очень перевранный и упрощенный.
Тим Паркс
Дорогая Миссимина
Морис Дакворт – явный
продолжатель дела Рипли, но он парень куда менее изысканный и утонченный.
Впрочем, когда читаешь «Миссимину», совершенно этого не вспоминаешь – просто
некогда! Паркс хорошо и ясно собирает события и чувства в единую материю (как
Энштейн время и пространство), насыщает эмоциями, реакциями, мечтаниями…
Начинаешь читать – и вся птичка погрязла!
Персонажи без души,
которые всеми силами ищут способ нажиться и радоваться, не должны нравиться по
определению. Милая итальянская девушка для него – просто мешок с костями, не
человек, не личность, даже не красивое мясо. Почему же мы покупаемся на таких
персонажей и даже переживаем за них, боясь, что попадутся. Да их ведь и надо
ловить и сажать!
Мой ответ такой: когда
кто-то с полной искренностью рассказывает о своих чаяниях и надеждах, вы
начинаете примерять на себя его шкуру. Секрет именно в искренности – такой вот
Морис Дакворт не пытается выглядеть лучше, чем он есть, и вы перестаете его
осуждать.
А ведь он – негодяй.
Эллис Сиболд
Милые кости
Как триллер – «Кости»
полный ноль, но как драма – сильнейшая. Нечему удивляться, потому что Эллис
описывает себя. Точнее то, как бы все происходило, если бы она была убита.
Это повесть, написанная
человеком, который хочет выжить теперь, после драмы, растоптавшей ее в детстве.
Не знаю, насколько творчество помогло Эллис, хотелось бы, чтобы стопроцентно.
Читать невероятно тяжело,
а ведь есть еще и фильм с Сьюзен Сарандон. Даже не знаю, смогла бы я его
посмотреть?..
Хроника жестокости
Кирино Нацуо
Кирино Нацуо |
А вот эта книга японской
писательницы тематически совпадает с темой жизни Эллис Сиболд. Чего я никак не
ожидала.
Прочитав «Хризантему и
меч» Рут Бенедикт, я захотела почитать что-то современное, японское, но не
слишком замудренное. Выбрала женский детектив и была поражена. Очень интересно
написано, очень понятно – а ведь где Япония, а где я!*
Читая зарубежную
литературу, всегда наслаждалась возможностью обозреть зарубежные пространства,
удивиться нравам и обычаям. Рут Бенедикт уделила много внимания особенностям японского
менталитета, но по книгам Кирино я ничего такого не заметила: японцы сильно
европеизировались за последние 50 лет. Для детектива это хорошо, а для
любопытствующих по поводу образа жизни – нет.
В общем, хотите
увлекательного чтива – читайте «Хронику жестокости».
*Как в том анекдоте: – Где
вы костюм шили?
– В Паиже.
– А далеко ли от
Бердичева?
– За тысячу верст.
– Что вы говорите! Такая
глушь и так шьют!
А вам нравится психологический триллер?
Комментариев нет:
Отправить комментарий